полутон
81ДИЕЗ — (франц. diese от греч. diesis полутон), в музыке знак, предписывающий повышение какой либо ступени звукоряда на полутон. Повышение ступени на целый тон обозначает дубль диез …
82Диез — (франц. diese, от греч. díesis полутон) (музыкальное), знак (#), предписывающий повышение какой либо ступени звукоряда на полутон. См. Альтерация …
83Интервал — (от лат. intervallum промежуток, расстояние) в музыке и акустике, соотношение двух звуков по высоте, т. е. частоте звуковых колебаний (см. Звук музыкальный). Нижний звук И. называется его основанием, а верхний вершиной. Последовательно… …
84Хроматизм — (от греч. chromatismós окраска) повышение или понижение на полутон диатонической ступени лада, обостряющее её тяготение к соседней ступени. Между диатонической ступенью и её повышенным или пониженным вариантом возникает хроматический… …
85Альтерация — I Альтерация (от позднелат. alteratio изменение) в биологии, изменения структуры и функции клеток, тканей и органов под влиянием повреждающих воздействий (механических, тепловых, электрических, химических и др.). А. развивается… …
86Leitaccord — вводный аккорд, ведущий при модуляции в другой лад (преимущественно доминантаккорд). Leitton вводный тон, идущий на диатонический полутон вверх или вниз, или всякая повышенная или пониженная ступень, требующая перехода на диатонический полутон… …
87Диатонический — (греч. от διά χерез, φονή ηвук). Д. полутоном (малая секунда) называется наименьший промежуток между двумя соединенными разноименными нотами диатонической гаммы, напр. mi fa, si do, do ré bémol. Большая секунда (тон), состоящая из двух рядов… …
88Диез музыкальный знак — (dièze, dièse франц., diesis нем.) музыкальный знак ( ), обозначающий повышение звука или ноты на хроматический полутон. Двойной Д. (Double dièse ×) повышает ноту на два полутона. Бекар уничтожает действие Д. Двойной… …
89Перенос в музыке — замена одного ключа другим, при чем ноты получают другие названия, не меняя своего положения на нотоносце; например, нота до в ключе соль будет нотой си в теноровом ключе, ла в сопрановом, соль в баритоновом, фа в меццо сопрановом, ми в басовом,… …
90Септаккорды — четырехзвучные диссонирующие аккорды, заключающие в себе основной тон, терцию, квинту и септиму, считая расстояние между верхними нотами и основным тоном. Величина интервалов, заключающихся в С. аккордах, бывает различна. Доминант С. аккорд в… …